Начало, сура 2

Так было завершено сотворение неба и земли и всего, что наполняет их.

К седьмому дню Аллах закончил труд, который Он совершал, и на седьмой день Он отдыхал от всех Своих дел. Аллах благословил седьмой день и освятил его, потому что в этот день Он отдыхал от Своего труда, который Он делал и завершил.

Адам и Хава в райском саду

Вот повествование о сотворении неба и земли. Когда Вечный Бог сотворил землю и небо, на земле тогда ещё не было ни кустарника полевого, ни полевой травы, потому что Вечный Бог не посылал на землю дождя, и не было человека, чтобы обрабатывать почву, только пар поднимался от земли и орошал всю её поверхность. Тогда Вечный Бог сотворил человека из земного праха и вдохнул ему в ноздри дыхание жизни, и человек стал живым существом.

Затем Вечный Бог посадил сад на востоке, в Эдеме, и поселил там человека, которого Он сотворил. Вечный Бог вырастил из земли все виды деревьев – приятных на вид и пригодных для пищи. Посреди же сада росли дерево жизни и дерево познания добра и зла.

Из Эдема вытекала река, орошавшая сад, а далее она разделялась на четыре потока. Первый называется Фисон: он течёт вокруг всей земли Хавила, где есть золото. (Золото в той земле хорошее, и ещё там есть ароматная смола и камень оникс.) Вторая река называется Гихон: она течёт вокруг всей земли Куш. Третья река называется Тигр: она течёт к востоку от Ашшура. А четвёртая река – это Евфрат.

Вечный Бог поселил человека в саду Эдем, чтобы он возделывал сад и заботился о нём. Вечный Бог повелел человеку: «Можешь есть плоды с любого дерева в саду, но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, когда ты съешь плод с этого дерева, ты непременно умрёшь».

Вечный Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному. Я создам ему помощника под стать». Вечный Бог сотворил из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных. Затем Он привёл их к человеку, чтобы увидеть, как тот их назовёт; и как назвал человек каждое живое творение, так оно и стало называться. Так человек дал имена всему скоту, всем птицам небесным и всем полевым зверям. Но для Адама не нашлось подходящего помощника.

Тогда Вечный Бог погрузил человека в глубокий сон, и пока тот спал, взял одно из его рёбер и закрыл это место плотью. Из ребра, которое Он вынул из человека, Вечный Бог сотворил женщину и привёл её к нему.

Человек сказал:

– Вот теперь это кость от костей моих и плоть от плоти моей: она будет называться «женщина», потому что была взята от мужчины.

Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой, и они станут одной плотью.

И Адам, и его жена были наги, но не испытывали стыда.

a) 2:4 Вечный – на языке оригинала: «Яхве». Это имя Всевышнего, переводимое как «Он есть», указывает на Его активное участие в жизни Своего народа и всего творения, говорит о Его вечном существовании и показывает неизменность Его природы и характера. Это и послужило причиной использования имени «Вечный» в данном переводе. Традиционный перевод: «Господь», «Сущий». См. Исх. 3:13-15.

b) 2:7 На языке оригинала наблюдается игра слов: «человек» (адам) и «земля» (адама).

c) 2:7 Или: «дух, дающий жизнь».

d) 2:9 Познания добра и зла – т. е. способности различать добро и зло.

e) 2:17 В Священном Писании слово «умереть» используется в двух значениях: 1) плотская смерть человека означает конец жизни человека в этом мире; 2) духовная смерть означает разрыв отношений человека с Создателем и отдаление от Него.

f) 2:20 Здесь в первый раз слово адам используется как имя собственное.

g) 2:23 На языке оригинала наблюдается игра слов: «мужчина» (иш) и «женщина» (ишша).