Послание к Ефесянам, описание

Хотя апостол Павел столкнулся в Эфесе с сильнейшим сопротивлением во время своего третьего миссионерского путешествия (см. Деян. 19:2-40), впоследствии там все же сформировалась церковь, которая вскоре стала процветать. Более того, когда Павел писал это послание верующим в Эфесе, находясь под арестом в Риме, он не указывал на какие-либо проблемы внутри церкви, как он обычно делал это в других своих посланиях. Напротив, он дает возможность верующим в Эфесе лучше понимать вечную мудрость Бога, которая видна в Радостной Вести, чтобы они могли продолжать расти в познании своего Спасителя.

Тема этого послания: духовный рост учеников Христа возможен только тогда, когда они будут возрастать в познании Иисуса и того, что Он сделал для них. Именно об этом просит Павел в своей молитве за верующих в Эфесе (1:16-23; 3:14-21). Послание можно разделить на две части: первые три главы – доктринальные и содержат основополагающее понимание сущности спасения; последующие три главы – практические и показывают, как упомянутые доктрины должны применяться в повседневной жизни верующего.

Существуют два элемента спасения, которые Павел особо отмечает в первых трех главах своего послания. Первый – это то, что спасение является исключительно делом Бога. Поэтому Павел и начинает послание с хвалы Ему за то, что только Он мог сделать: Небесный Отец избрал определенных людей, чтобы искупить их от грехов (1:3-6); Иисус Христос пролил за них Свою кровь (1:7-12); и теперь Святой Дух, пребывающий в них, является залогом их окончательного спасения (1:13-14). Также Павел показывает, что мы не можем добрыми делами заслужить спасение: мы были мертвы из-за наших грехов и заслуживали гнева Бога, но Он воскресил нас, даровав нам вечную жизнь со Христом (2:1-10).

Второй элемент спасения, на который Павел обращает внимание, – это единство, которое оно с собой приносит. Благодаря Радостной Вести обещание, данное народу Израиля, теперь принадлежит верующим из всех народов (3:1-13). Объединив нас со Христом, Бог разрушил все препятствия, разделявшие нас друг с другом и Его с нами, чтобы мы стали новым единым народом, жилищем, в котором живет Сам Бог (2:11-22).

В следующих трех главах Павел подчеркивает, что эти истины должны принести плоды в жизни верующих. Он призывает их жить в единении, поскольку они, образно говоря, являются телом Христа (4:1-16), жить в соответствии с их новой природой (4:17–5:7), жить в свете, поскольку они – дети света (5:8-20), и позволить их призванию влиять на все их взаимоотношения с людьми (5:21–6:9). Он завершает свое послание увещеванием бодрствовать в суровой духовной битве, которую верующие ведут против невидимых сил тьмы, и быть сильными в единении с Господом, «надев» на себя все духовное вооружение, данное Богом (6:10-20).