Книга Судей Израилевых, описание

Книга Судей описывает период времени от смерти Иисуса Навина и до установления монархии, когда жизнь в Израиле характеризовалась междоусобицей, войнами с соседями и постоянной угрозой растворения в своем языческом окружении. Бог сдержал все Свои обещания и привел Свой народ в хорошую землю, чтобы они теперь могли наслаждаться ее плодами и жить в мире и покое (см. Нав. 21:43-45). Его замыслом было сделать Израиль царством Бога на земле, которое свидетельствовало бы о Нем всем народам. Однако Израиль не уничтожил, как повелел им Господь, все окружавшие их языческие народы, наоборот, поселившись среди них, стал перенимать их богов, их веру и обычаи (3:1-6). Поступая так, они фактически отвергли царствование Бога (ср. 8:23).

Эта книга показывает череду отступничеств и наказаний, покаяний и спасений. В беде израильтяне взывали к Богу, и Он назначал так называемых судей, чтобы те руководили народом и поражали его врагов (2:10-19). Многие судьи были далеко не совершенными людьми (напр., 8:22-27; 11:34-39; 14:2-3; 16:1), но Бог в Своей милости использовал их для сохранения Израиля. Оказывается, недостаточно помнить о великих делах Бога, которые Он совершил в прошлых поколениях, но каждое поколение нуждается в Его помощи.

Анархия была характерна для периода судей: «В те дни у Израиля не было царя, и каждый делал то, что считал правильным» (21:25). В последних главах (17–21) дан ужасный пример грешного состояния Израиля, следствием которого чуть не стало уничтожение целого рода (21:3). Хаос в стране показал необходимость сильной, централизованной власти.

Итак, книга предвосхищает лучшие по сравнению с периодом судей времена монархии. В историях книги можно увидеть особую роль рода Иуды (1:1-2; 20:18). Древние пророчества предсказали, что этот род будет править (см. Быт. 49:10), и именно из него Бог позже выбрал и утвердил дом Давида, который должен был царствовать над Его людьми вечно (см. 2 Цар. 7:12-16). Величайшим потомком Давида был Иисус Христос, Который стал истинным Судьей, Царем и Спасителем не только Израиля, но и всего мира (см. 2 Тим. 4:8; Ин. 1:49; 4:42).

События, описанные в книге Судей, охватывают период времени с 1406 или 1250 гг. до н. э. (в зависимости от того, когда произошел исход) до рождения пророка Самуила, приблизительно в 1080 г. до н. э. Вполне возможно, что несколько судей одновременно правили в разных регионах Израиля.