От Матфея святое благовествование, описание

Библия начинается с описания человека, наслаждающегося общением с Богом в прекрасном Едемском саду, и продолжается описанием восстания человека против Бога, его проклятием и изгнанием из рая (Быт. 2:16-17; 3:1-6, 14-24). Но через пророков Бог обещал послать Спасителя, т. е. Христа (букв. «Помазанник»), Который установит Царство Божье на земле и спасет падшее человечество от греха (см. Быт. 3:15; 12:1-3; 49:10; Втор. 18:18; 2 Цар. 7:11-13; Ис. 7:14; 9:6-7; 11:1-5; 42:1-9; 52:13–53:12; 61:1-2; Иер. 23:5-6; Иез. 37:24-28; Мих. 5:2). Каждая из первых четырех книг Нового Завета содержит Радостную Весть о том, как во исполнение пророчества пришел Иисус, обещанный Христос, и начал устанавливать Царство, но не так, как того ожидали многие люди. Перед рождением Иисуса народ Израиля страдал под гнетом римлян, и он с нетерпением ожидал избавления. Поскольку израильтяне были избранным народом Бога, многие из них полагали, что Христос освободит их от римлян и установит в Израиле праведное царство. Но, согласно Радостной Вести, такие люди, включая и многих религиозных лидеров народа, таких как книжники, совершенно неправильно поняли суть самого вопроса: что Божье царство – это не политическое царство, это правление Бога во всех сферах жизни. Бог действовал с целью отменить проклятие, произнесенное в Эдемском саду, и освободить все человечество (включая и язычников) не от римского ига, но от рабства греха.

Хотя и непросто определить точное место и время, когда Матфей написал свой труд, вероятнее всего, он жил в Антиохии Сирийской и писал для грекоговорящих евреев, верующих в Христа. В своем труде Матфей хотел убедить своих читателей, что Иисус и есть Тот Христос, Которого они знали по пророчествам Писания, рассказать о его жизни и учении и указать на Его непреходящее значение.

Матфей обращает внимание читателей на то, с какой точностью исполнились в Иисусе все пророчества о пришествии Христа (напр., 1:22-23; 2:5-6, 15, 17-18; 4:14-16; 8:16-17; 12:16-21, 40; 13:34-35, и т. д.). Приводя в подробностях родословную Иисуса (1:1-17), Матфей хочет заверить своих читателей в том, что в Иисусе нашло свое исполнение обещание Бога, данное Аврааму (см. Быт. 12:1-3; 22:16-18; Гал. 3:16), и что Иисус имеет полное право наследовать трон Давида (см. 2 Цар. 7:11-13). После рассказа о рождении Иисуса от непорочной девушки Марии (1:18-25) Матфей говорит о прохождении Иисусом крещения (3:13-17), о Его противостоянии искушениям сатаны в пустыне (4:1-11) и начале Его служения (4:17).

В 4:12–26:13 содержится описание того, чему учил Иисус, и множества совершенных Им чудес. Его учение в основном содержится в пяти больших речах: 1) в широко известной «Нагорной проповеди» (гл. 5–7), в которой Иисус потрясает Своих слушателей очень высокими стандартами Царства и, все же, дает надежду всем, кто чист сердцем, кто страдает и гоним за веру; 2) в избрании двенадцати апостолов (гл. 10); 3) в притчах, содержащих объяснение природы Царства (13:1-52); 4) в учении о ценностях Царства (гл. 18); 5) в пророчествах о разрушении храма и конце времен (гл. 24–25).

Чудеса Иисуса Христа наилучшим образом отражают сущность Царства, в котором отменяются последствия проклятия за грех. Среди Его чудес есть исцеления, изгнания демонов, усмирение шторма и даже воскрешение из мертвых. И все они являются предвкушением будущего установления Царства в его полноте.

Несмотря на популярность Его учения и силы совершаемых Им чудес, Иисус знал, что Ему было предназначено умереть ради искупления человечества (16:21; 17:22-23; 20:17-19). В 26:14–28:20 Матфей описывает как религиозные и политические лидеры, бывшие не в состоянии принять Иисуса как Мессию и напуганные Его растущим авторитетом среди народа, арестовывают Его и приговаривают к жестокой и постыдной смерти. Однако Бог возвращает Иисуса к жизни, и Тот с триумфом является Своим последователям и дает им «Великое поручение»: идти и приобретать учеников во всех народах (28:18-20).