Что говорит Библия о форме церковного управления?

В Своем Слове Господь предельно ясен относительно того, как Он желает, чтоб Его Церковь на земле была организована и руководима. Во-первых, Христос является Главой Церкви и ее высшим авторитетом (Ефесянам 1:22; 4:15; Колоссянам 1:18). Во-вторых, местная церковь должна быть автономной, свободной от внешних авторитетов и контроля, с правом самоуправления и свободой от вмешательства любой иерархии личностей или организаций (Титу 1:5). В-третьих, церковь должна управляться духовным руководством, разделенным на две основные части – старейшин и диаконов.

«Старейшины» были руководящим органом среди израильтян еще со времен Моисея. Мы находим, что они принимают политические решения (2 Царств 5:3; 17:4, 15), позже являются советниками царя (3 Царств 20:7) и представителями народа в духовных вопросах (Исход 7:17; 24:1, 9; Числа 11:16, 24-25). Ранний греческий перевод Ветхого Завета, Септуагинта, использует слово «пресбитерос» в отношении старейшин. Это то же греческое слово используется в Новом Завете и переводится как «старейшина».

В Новом Завете несколько раз упоминаются старейшины, играющие роль церковных руководителей (Деяния 14:23; 15:2; 20:17; Иакова 5:14; Титу 1:5). И, по-видимому, в каждой церкви их было больше одного, так как в большинстве случаев это слово встречается во множественном числе. Единственное исключение относится к тем случаям, когда один старейшина был избран с определенной целью (1 Тимофею 5:1, 19). В иерусалимской церкви старейшины были ее руководителями совместно с апостолами (Деяния 15:2-16:4).

По всей видимости, пост старейшины был равен посту «эпископоса», что переводится как «попечитель» или «надзирающий» (Деяния 11:30; 1 Тимофею 5:17). Термин «старейшина» может относиться к сану, в то время как «епископ/попечитель» описывает его авторитет и обязанности (1 Петра 2:25; 5:1-4). В Послании к Филиппийцам 1:1 Павел приветствует епископов и диаконов, но не упоминает старейшин, предположительно потому, что старейшины были одним и тем же, что и епископы. Точно так же в 1 Послании к Тимофею 3:2, 8 излагаются качества епископов и диаконов, но не старейшин. В Послании Титу 1:5-7 эти два термины также, очевидно, связаны воедино.

Пост «диакона» (от греческого «диаконос», значащего «через грязь»), принадлежал к служебному руководству церкви. Диаконы были отделены от старейшин, хотя во многих моментах их необходимые качества совпадали с качествами старейшин (1 Тимофею 3:8-13). Диаконы помогали церкви в том, что было необходимо, как записано в шестой главе книги Деяния Апостолов.

Относительно слова «поимен», переводимого как «пастор», которое относится к человеку-лидеру церкви, мы находим его в Новом Завете только однажды, в Ефесянам 4:11: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Два термина «пастыри» и «учителя» связаны, они относятся к одному посту пастора-учителя. Вероятно, что пастор-учитель был духовным руководителем отдельной местной церкви.

Из вышеперечисленных текстов становится очевидным, что существовало множество старейшин, но это не противоречит тому, что отдельным старейшинам Бог давал дар учительства, в то время как другим – дар управления, молитвы и т.д. (Римлянам 12:3-8; Ефесянам 4:11). Это также не противоречит Божественному призванию их к служению, в котором они использовали эти дары (Деяния 13:1). Таким образом, один старейшина мог быть назван «пастырем», другой посещал членов церкви, так как у него был дар сострадания, в то время как третий мог «руководить» церковью в плане решения организационных вопросов. Пасторское и диаконское руководство, организованное во многих церквях, исполняет функции старейшин в разделении нагрузки служения и совместной работе над принятием определенных решений. В Писании также часто упоминается участие общины в принятии решений. В связи с этим, существование лидера-диктатора, единолично принимающего решения (будь то старейшина, епископ или пастор), не соответствует Библии (Деяния 1:23, 26; 6:3, 5; 15:22, 30; 2 Коринфянам 8:19). Таковой является и церковь, управляемая общиной, не придающей должного значения роли старейшин или церковных руководителей.

Таким образом, Библия учит, что руководство состоит из множества старейшин (епископов / попечителей) вместе с группой диаконов, которые служат церкви. Но существование старейшины, исполняющего главную «пасторскую» роль не противоречит факту наличия множества старейшин. Бог призывает некоторых быть «пасторами-учителями» (точно так же, как Он призвал некоторых стать миссионерами в 13 гл. книги Деяний), и дает их как дары церкви (Ефесянам 4:11). Поэтому, церковь может иметь большое количество старейшин, но не все они могут быть призваны к служению в роли пастора. Но, как один из старейшин, пастор или «учащий старейшина» не имеет большего авторитета в принятии решений, чем какой-либо другой старейшина.

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Постоянная ссылка на эту страницу bibleonline.ru/qa/187-church-government/.

Темы



© Библия Онлайн, 2003-2018