Что такое теология завета и соответствует ли она Библии?

Теология завета является не столько теологией в смысле систематического набора доктрин, сколько структурой для толкования Писания. Она обычно противопоставляется другой системе толкования Писания, называемой «диспенсационная теология», или диспенсационизм. Диспенсационизм в данный момент является самым популярным методом толкования Писания в американском евангелическом движении, оставаясь таковым со второй половины XIX ст. Тем не менее, теология завета остается ключевой доктриной протестантизма со времен Реформации и является системой, предпочитаемой сторонниками реформации и кальвинизма.

Где диспенсационизм видит, что Писание раскрывается в серии (обычно) семи «этапов», теология завета рассматривает Писание через призму завета. Теология завета определяет два важнейших из них: завет поступков (ЗП) и завет благодати (ЗБ). Иногда упоминается третий завет, а именно, завет искупления (ЗИ), который логически предшествует двум упомянутым выше. Мы обсудим эти заветы по очереди. Важно помнить, что различные заветы, описанные в Библии (напр., заветы, составленные с Ноем, Авраамом, Моисеем, Давидом и Новый Завет), относятся либо к завету поступков, либо к завету благодати.

Начнем с завета искупления, который логически предшествует двум другим заветам. Согласно данной теологии, ЗИ является заветом, составленным среди трех Личностей Троицы для избрания, искупления и спасения избранной группы людей. Как сказал один известный пастор-теолог, в завете искупления «Отец избирает невесту для Своего Сына». Хотя ЗИ конкретно не излагается в Писании, оно чётко описывает вечную природу плана спасения (Иакова 2:5; 1 Петра 1:2; Ефесянам 1:3-14; 3:11; 2 Фессалоникийцам 2:13; 2 Тимофею 1:9). Более того, Иисус часто называл Своей миссией исполнение воли Отца (Иоанна 5:3, 43; 6:38-40; 17:4-12). То, что спасение избранных было Божьим намерением от самого начала творения, не может быть поддано сомнению; ЗИ лишь придает определенную форму этому вечному плану, выражаясь языком завета.

Из искупительной исторической перспективы, завет поступков является первым заветом, который мы встречаем в Библии. Когда Бог создал человека, Он поселил его в Эдемском саду и дал ему одно простое указание: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16-17). Мы видим язык завета, использованный в этом указании. Бог поселяет Адама в Саду и обещает ему вечную жизнь и благополучие до тех пор, пока тот будет следовать Его заповедям. Жизнь является наградой за послушание, а смерть – наказанием за неповиновение. Это – язык завета.

Некоторые исследователи видят в завете поступков форму т.н. завета между сюзереном и вассалом. В таких типах заветов сюзерен (т.е., царь или правитель) предлагает вассалу условия завета (предмет). Сюзерен предоставлял благоволение и защиту в ответ на дань вассала. В случае завета поступков Бог (сюзерен) обещает вечную жизнь и благословение человечеству (вассалу, представленному Адамом как главой человеческой расы) в ответ на исполнение человеком условий завета (напр., плоды с дерева познания добра и зла). Мы видим похожую структуру в представлении Израилю Ветхого Завета через Моисея. Израиль составил завет с Богом у горы Синай. Бог собирался дать им Обетованную Землю, возрожденный «Эдем» («землю, текущую молоком и медом»), Свои благословения и защиту от всех врагов в ответ на повиновение условиям завета. Наказанием за нарушение завета было изгнание из этой земли (произошедшее при захвате Северного царства в 722 г. до н.э. и Южного – в 586 г. до н.э.).

Когда Адам не выполнил условия завета поступков, Бог учредил третий завет, называемый заветом благодати. В ЗБ Бог безвозмездно предлагает грешникам (тем, кто не смог жить согласно ЗП) вечную жизнь и спасение через веру в Иисуса Христа. Мы можем увидеть, что приготовления к ЗБ начались сразу после падения, когда Бог сказал о «семени женщины» в Бытие 3:15. В то время как завет поступков является условным и обещает благословение за послушание, а проклятие – за неповиновение, завет благодати является безусловным и дается безвозмездно на основании Божьей благодати. ЗБ имеет форму древних договоров о даровании земли, в которых царь давал землю в дар, без каких-либо условий. Кое-кто может утверждать, что вера является условием завета благодати. В Библии содержится множество увещеваний получателям Божьей безусловной благодати оставаться верными до конца, поэтому, в определённом смысле, сохранение веры является условием ЗБ. Но Библия ясно учит, что даже сохранение веры является даром благодати от Бога (Ефесянам 2:8-9).

Мы видим, что завет благодати провозглашался в различных безусловных заветах, которые Бог составлял з отдельными людьми в Библии. Завет с Авраамом (быть его Богом, а Аврааму и его потомкам – Его людьми), является ЗБ. Это относится и к завету с Давидом (о том, что потомок Давида будет всегда править как царь). В конце-концов, Новый Завет является окончательным выражением ЗБ, когда Бог записал Свой закон в наших сердцах и полностью простил наши грехи. Один момент, на который следует обратить внимание, рассматривая различные заветы, это то, что все они находят свое исполнение в Иисусе Христе. Обетование благословить все народы, данное Аврааму, было исполнено во Христе. Царь из рода Давида, который будет вечно править Божьим народом, был также воплощен во Христе, и Новый Завет, несомненно, исполнился во Христе. Даже в Ветхом Завете находятся упоминания о ЗБ, так как все ветхозаветные жертвы и ритуалы указывают на спасительную работу Христа, нашего великого Первосвященника (Евреям 8-10). Поэтому Иисус мог сказать в Нагорной проповеди, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить (Матфея 5:17).

Мы также видим ЗБ в действии в Ветхом Завете, когда Бог избавляет Свой народ от наказаний, которых они заслуживали своими непрекращающимися прегрешениями. Даже хотя условия Завета Моисея (дополнение к ЗП) включали Божьи суды на Израиль за непослушание Его заповедям, Бог терпеливо относился к людям под Его заветом. Обычно это сопровождается фразой «Бог вспомнил завет, составленный Им с Авраамом» (4 Царств 13:23; Псалом 104; Исаии 29:22; 41:8); Божье обещание исполнить завет благодати (который по определению является односторонним заветом) часто перевешивало Его право применить условия завета поступков.

Это – краткое описание теологии завета и того, как она интерпретирует Писание через призму завета. Иногда поднимается следующий вопрос: ЗБ вытесняет или замещает ЗП. Иными словами, является ли ЗП устаревшим, как Ветхий Завет (Евреям 8:13)? Ветхий Завет (Моисея), будучи дополнением к ЗП, тем не менее, не является ЗП. Он начался в Эдеме, когда Бог пообещал жизнь за послушание и смерть за непослушание. ЗП далее повторяется в Десяти Заповедях, в которых Бог опять обещает жизнь и благословение за послушание, и смерть и наказание за непослушание. Ветхий Завет – это больше, чем моральный закон, записанный в Десяти Заповедях. Он включает правила и нормы поклонения Богу. Он также включает гражданский закон, управлявший израильским народом во время теократии и монархии. С приходом Иисуса Христа, обещанного Мессии в Ветхом Завете, множество аспектов Ветхого Завета устарели, так как Иисус исполнил Ветхий Завет (см. Евреям 8-10). Ветхий Завет представлял «типы и тени», в то время как Христос представляет «суть» (Колоссянам 2:17). Опять-таки, Христос пришел, чтобы исполнить закон (Матфея 5:17). Как говорит Павел: «Ибо все обетования Божии в Нем «да», и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас» (2 Коринфянам 1:20).

Тем не менее, это не аннулирует завет поступков, закодированный в моральном законе. Бог требовал святости от Своих людей в Ветхом Завете (Левит 11:44), и все еще требует этого от Своих людей в Новом (1 Петра 1:16). Как таковые, мы всё ещё обязаны исполнять условия ЗП. Хорошая новость в том, что Иисус Христос, последний Адам и Глава нашего завета, безупречно исполнил требования ЗП, и эта безупречная праведность является причиной, почему Бог может распространить ЗП на избранных. Римлянам 5:12-21 описывает ситуацию между двумя «главами» человеческой расы. Адам представлял человеческую расу в Эдеме и не смог исполнить ЗП, что бросило его и его потомство в грех и смерть. Иисус Христос выступал представителем человека от Его искушения в пустыне и до Голгофы, и безупречно исполнил ЗР. Поэтому Павел может сказать: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Коринфянам 15:22).

В завершение, теология завета рассматривает Писание как проявления либо ЗП, либо ЗБ. Вся история избавления может рассматриваться как открытие Богом ЗБ от стадии зарождения (Бытие 3:15) до его выполнения во Христе. Таким образом, теология завета является чрезвычайно христоцентричным способом толкования Писания, так как она рассматривает Ветхий Завет как обещание Христа, а Новый – как исполнение во Христе. Некоторые обвиняют теологию завета как учение, называемое «теология замещения» (т.е., Церковь заменяет Израиль). Это далеко от правды. В отличие от диспенсационизма, теология завета не усматривает острого различия между Израилем и Церковью. Израиль состоял из людей Божьих в Ветхом Завете, а Церковь (из иудеев и язычников) состоит из людей Божьих в Новом; оба являются одним народом Божьим (Ефесянам 2:11-20). Церковь не заменяет Израиль; Церковь – это Израиль, а Израиль – это Церковь (Галатам 6:16). Все люди, которые исповедуют ту же веру, что и Авраам, являются частью народа под Божьим заветом (Галатам 3:25-29).

Можно сказать намного больше о теологии завета, но важно помнить, что она является призмой для понимания Писания. Как мы увидели, она не является единственной теорией для изучения Библии. Теология завета и диспенсационизм имеют много различий, и иногда ведут к противоположным заключениям относительно некоторых второстепенных доктрин, но обе придерживаются сути христианской веры: спасение возможно лишь по благодати, лишь через веру во Христа, и слава – лишь Богу!

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Постоянная ссылка на эту страницу bibleonline.ru/qa/263-covenant-theology/.

Темы



© Библия Онлайн, 2003-2017