Что такое компатибилизм?

Компатибилизм является попыткой согласовать богословское суждение о том, что каждое событие причинно определяется, уготовлено и / или предписано Богом (то есть, с детерминизмом, который не следует путать с фатализмом) со свободой воли человека. Произошедшее из философских взглядов греческих стоиков и позже поддержанное многочисленными философами (Томас Гоббс и Дэвид Юм) и богословами (Августин Блаженный и Жан Кальвин), понимание компатибилистами свободы воли человека заключается в том, что, несмотря на кажущуюся несовместимость свободы воли людей с теорией детерминизма, оба этих понятия существуют и «совместимы» друг с другом.

Понимание свободной воли компатибилизмом заключается в самом определении «воли». С богословской точки зрения, определение воли рассматривается в свете открытых библейских истин относительно первородного греха и духовной порочности человека. Эти две истины представляют определение воли в отношении падшего человека как находящегося в «путах греха» (Деяния 8:23, тут и далее – перевод Российского Библейского общества), что он «раб греха» (Иоанна 8:34; Римлянам 6:16-17) и им «правит» лишь грех (Римлянам 6:14). Таким образом, хотя человек свободен поступать так, как хочет, но хочет он поступать в соответствии со своей природой. А поскольку природа его падшей воли греховна, то все мысли и намерения в сердцах людей «непрестанно устремлены к злу» (Бытие 6:5; ср. с Бытие 8:21). Люди, противодействуя в своей природе устремлениям Духа (Римлянам 8:7-8; 1 Коринфянам 2:14), стремятся «только к смуте» (Притчи 17:11). По сути, человек «свободен» делать то, что хочет, но он просто не может делать то, что противоречит его природе. Воля человека определяется исключительно его природой и ей подчиняется.

Именно тут компатибилизм проводит разграничение между свободой воли человека и свободой действий. Человек «свободен» в выборе того, что определено его собственной природой или законами природы. Для иллюстрации: законы природы запрещают человеку летать, но это не означает, что он несвободен. С теологической точки зрения, хотя «человек, живущий устремлениями собственной природы», не может подчиняться Божьему закону (Римлянам 8:7-8) и прийти ко Христу, если только не привлечет его Отец (Иоанна 6:44), он все еще действует свободно по отношению к своей природе. Он свободно и активно подавляет истину неправдой (Римлянам 1:18), потому что по своей природе не в состоянии поступить иначе (Иова 15:14-16; Псалом 14:1-3; 52:1-3; Иеремии 13:23; Римлянам 3:10-12). Два удачных примера подтверждения Иисусом этой концепции можно найти в Евангелии от Матфея 7:16-27 и 12:34-37.

Определяя различие между свободой действий и свободой воли, компатибилизм также рассматривает характер свободы действий человека относительно богословской теории, известной как детерминизм, и/или библейской истины о всезнающем Боге. Основополагающий вопрос заключается в том, как человек может быть привлечен к ответственности за свои действия, если они были предопределены (то есть, будущее не может быть изменено) и по-другому быть не могло. Хотя в Писании есть множество отрывков, касающихся этого вопроса, есть три основных текста, которые следует изучить более подробно.

История об Иосифе и его братьях
Первой является история Иосифа и его братьев (Бытие 37). Братья ненавидели Иосифа за то, что их отец Иаков любил его больше других своих сыновей (Бытие 37:3), и из-за видений Иосифа и их истолкования (Бытие 37:5-11). В удобный момент братья продали его в рабство мадианитянским купцам из проходящего каравана. Затем они обманули своего отца, выпачкав одежду Иосифа в крови убитого козла, чтобы тот решил, что Иосифа растерзали звери (Бытие 37:18-33). По прошествии многих лет, в течение которых Иосиф был благословлен Господом, братья встретились с ним в Египте и Иосиф открылся им (Бытие 45:3-4). Общение Иосифа с братьями имеет непосредственное отношение к нашему вопросу: «Не вы – Бог отправил меня сюда и сделал так, что я стал фараону отцом – господином над всем, что ему принадлежит, и правителем всей земли египетской» (Бытие 45:8).

Что делает это заявление поразительным, так это то, что Иосиф ранее заявлял, что братья продали его в Египет (Бытие 45:4-5). Несколько глав спустя представлена концепция компатибилизма: «Вы замышляли против меня зло, а по Божьему промыслу оно обернулось добром: скольким людям это спасло жизнь!» (Бытие 50:20).

Данная история сообщает нам, что братья братья на самом деле продали Иосифа в Египет. Тем не менее, он заявляет, что это сделал Бог. Оппоненты концепции компатибилизма скажут, что в этом стихе просто подразумевается, что Бог «использовал» действия братьев Иосифа во благо. Однако в тексте не это имеется в виду. В главах 45-50 книги Бытия говорится о следующем: 1) братья отправили Иосифа в Египет; 2) его послал туда Бог; 3) братья Иосифа имели злые намерения, отправляя его в Египет; 4) Бог имел добрые намерения, отправляя его туда. Таким образом, возникает вопрос: кто послал Иосифа в Египет? Ответ может привести в замешательство: это сделали и Господь, и братья Иосифа. Получается, что одно действие было осуществлено Богом и братьями одновременно.

Ассирийская миссия
Второй отрывок, демонстрирующий компатибилизм, мы находим в Исаии 10 – пророческом предупреждении Божьему народу. Господь обещал во Второзаконии 28-29, что пошлет другое племя, чтобы наказать Свой народ за грехи. В Исаии 10:5-6 говорится, что Ассирия является орудием Божьей ярости, направленным Господом против Его народа: «Пусть она разоряет, грабит его, топчет, как уличную пыль». Однако, обратите внимание, что Бог говорит об Ассирии: «Но не этого она [Ассирия] желает, помышляет не об этом – задумала она погубить, истребить множество народов!» (Исаии 10:7).

Божьей целью в ассирийском вторжении является свершение праведного суда над грехом, а намерение ассирийцев заключалось в том, чтобы «погубить, истребить множество народов». Две разные цели, две разные силы, действующие заодно, чтобы добиться одной цели. Далее Бог открывает, что, хотя это разорение было предначертано и определено Им (Исаии 10:23), «Он воздаст царю ассирийскому за гордость сердца его, за надменность его очей» (Исаии 10:12; ср. с 10:15). Даже при том, что Сам Бог безошибочно определил наказание непослушному народу, исполняющих Его приговор Он также спросит за их деяния.

Распятие Иисуса Христа
Третий отрывок из Писания, имеющий отношение к компатибилизму, записан в книге Деяния 4:23-28. Как говорится в Деяниях 2:23-25, смерть Христа на кресте произошла «по замыслу и предначертаниям Божьим». Текст в Деяниях 4:27-28 далее открывает, что действия Ирода, Понтия Пилата, язычников и народа Израиля были предопределены и утверждены самим Богом, что они «заключили союз» против Иисуса, «чтобы исполнилось то, что предначертали» Его «могущество и воля». Хотя Бог предопределил смерть Христа, виновные в Его смерти также несут ответственность за свои дела. Христос был убит нечестивыми людьми, но это «Господь пожелал послать ему страданья и обрек его на муку» (Исаии 53:10). Опять же, ответом на вопрос «Кто послал Иисуса на смерть?» будет «и Бог, и злые люди» – две стороны объединились для достижения единой цели.

Существуют и другие отрывки из Писания, относящиеся к компатибилизму: как Бог ожесточал сердца людей (например, в Исход 4:21; Иисуса Навина 11:20; Исаии 63:17). Хотя компатибилизм сложен для нашего понимания (Иова 9:10; Исаии 55:8-11; Римлянам 11:33), эта истина открыта самим Богом как средство, с помощью которого Его решения согласуются с волей человека. Бог владычествует над всем (Псалом 112:4; Даниила 4:34; Матфея 10:29-30), Бог знает все (Иова 37:16; Псалом 146:5; 1 Иоанна 3:19-20), а человек несет ответственность за свои поступки (Бытие 18:25; Деяния 17:31; Иуды 1:14-15). Воистину, пути Господни непостижимы (Иова 9:10; Римлянам 11:33), и поэтому мы должны довериться Ему всем сердцем, не полагаясь на наш собственный разум (Притчи 3:5-6).

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Постоянная ссылка на эту страницу bibleonline.ru/qa/665-compatibilism/.

Темы



© Библия Онлайн, 2003-2017