имя


имя - в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например:
o Авраам (отец множества),
o Бенони (сын скорби),
o Вениамин (сын счастья),
o Галгал (колесо, круг),
o Иаков (держащий за пяту),
o Исав (волосатый),
o Мессия (Помазанный),
o Мицпа (наблюдение),
o Моисей (спасенный из воды),
o Рама (высота) и т.д.
В этом же смысле Адам "дал имена" всем животным - охарактеризовал их (Быт 2.20).
Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:
o Гаал (непринятие, бунт),
o Гедеон (срубающий),
o Гоморра (потопление, погружение),
o Давид (возлюбленный),
o Дина (суд),
o Евтих (удачливый),
o Иаков (вытесняющий, выживающий),
o Идифун (восхваляющий),
o Исаак (он будет смеяться),
o Ханаан (подвластный) и т.д.
Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: "Скажи имя Твое" (Быт 32.29, ср. Суд 13.17); также и мы, когда говорим "Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого", имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (ср. Ин 3.18).
Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):
Авимелех,а
Амелсар
Апарсы
Асир,г
Асор,в
Афарим
Баит
Беф-Мерхат
Битрон
Гагедолим
Гад,в
Галменюхот
Гаммифкад
Гараккахим
Гарми
Гацорфий
Гоим
Горенгаатад
Даги
Дума,в
Емек
Иарев
Иекев-Зив
Иеминий
Иесод
Иефер,г
Изреель,д
Иосафата долина
Ир-Мелах
Иудия
Кедумим
Манахаф,а
Мени
Менуха
Меонним
Мефег-Гаама
Мизгав
Милло
Мифоар
Мицпа
Мицфа
Море,а
Овил
Рабсак
Рабсарис
Регем-мелех
Самгар-Нево
Севина
Села-Гаммахлекоф
Ситтим,б
Соферийцы
Сур,б
Тавифа
Тартан
Фарурим
Фирия,а
Фихол
Харашима
Хен
Хозай
холм (см. также Цоан, Шафир; исключение: "венец дома Иоава").
В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10.4 Иаван означает Грецию; Киттим - Кипр; Фарсис - далекие страны, Испанию; в Быт 10.6 Мицраим означает Египет; Ханаан - Палестину и т.д. (ср. Иез 27.13). Также и в Быт 25.2,13-14; 1Пар 1.13-15 (ср. народы древней Палестины).
Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей - род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Нее 3$ почти каждое имя - это группа (ср. ст. 18), также и в Нее 10$ - среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9.11 сказано: "поселился Азария", хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуил,а). В Суд 8.2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка - Авиезером (Суд 6.11), а всех остальных израильтян - Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом - весь род человеческий.
Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка - например, в 3Цар 15.6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелех,а; Екклесиаст, Иодай,а).
Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1.59; 2.21), но в дальнейшем могло меняться (Руф 1.20; Иер 20.3; Ин 1.42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария - Озия, Ана - Мааха, Мемфивосфей - Мериббаал, Гедеон - Иероваал и т.д.
Имя можно восстановить (Руф 4.5,10), имя можно и изгладить (Пс 9.6; Отк 3.5). Словом имя, поэтому, в Отк 11.13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.
Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис 7.14; 8.8; 9.6; Иер 23.6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мф 1.21). (См. Адонаи, Библия, Ваал,а; Мелех, сын, язык)

Постоянная ссылка на эту страницу old.bibleonline.ru/slovari/vikhlyantsev/imya/.

Словарь




© Библия Онлайн, 2003-2024
Перейти на новую версию сайта.